Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
научно объяснять явления;
понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
В концепции школьного естественнонаучного образования и программах естественнонаучных предметов основной школы четко определена главная цель – естественнонаучная грамотность обучающихся, а в качестве основного средства достижения этой цели – изучение естественных наук на основе научного метода познания. На уроках используются технологии обучения, основанные на понимании науки как способа познания мира и формировании интереса к науке,
Одним из основных методов формирования естественнонаучной грамотности, является химический и физический опыт, эксперимент, моделирование, которые позволяют решать исследовательские и коммуникативные задачи, формируют умения анализировать различные ситуации в учебном процессе.